» Историко-культурный центр «Саитбаба» в селе Саитбаба Гафурийского района
Красочные шаблоны DLE скачать для dle.
Адаптированные шаблоны joomla скачать для Джумлы.
Русские темы wordpress и шаблоны вордпресс.
Добро пожаловать на наш сайт!

1/4   sea style Villa with pool in Argentina
1/4   sea style Villa with pool in Argentina
1/4   sea style Villa with pool in Argentina
1/4   sea style Villa with pool in Argentina
Красочные шаблоны DLE скачать для dle.
Адаптированные шаблоны joomla скачать для Джумлы.
Русские темы wordpress и шаблоны вордпресс.

Центр туризма "Легенды Урала" приветствует Вас!

Историко-культурный центр «Саитбаба» в селе Саитбаба Гафурийского района

Расположенный на западных склонах Южного Урала, в самом центре Башкортостана, Гафурийский район удивительным образом сочетает в себе многие природные особенности, присущие другим районам республики: суровые скалы и кручи, быстрые горные речки, задумчивые озера и старицы, разноцветье пойменных лугов и открывающийся к югу простор лесостепи11 , поэтому не случайно выбор древних башкир пал на это красивое место, где более 300 лет назад было основано с. Саитбаба, в котором Указом Президента Республики Башкортостан от 29 сентября 2003 г. в канун юбилея села был образован Историко-культурный центр «Саитбаба».

Село Саитбаба — старейшее и одно из самых больших башкирских сел в республике. В соответствии с архивными документами, датой основания Саитбабы историки называют 1704 год. Здесь на этой прекрасной земле — между реками Зилим и Кугуш (Усолка) — испокон века проживали башкиры рода Кесе-Табын. И само село в свое время было центром Кесе-Табынской волости Стерлитамакского уезда. Согласно данным шежере Кесе-Табынского рода, Саитбаба был пятым сыном Кубэка, отделенного от родоначальника — Майки-бия — десятью поколениями. Если Майки-бий жил в первой половине XIII в., то Саитбаба — в конце XVII — начале XVIII веков. Именно этим временем (начало XVIII в.) и датируется основание села. Сын Саитбабы Мурзакай заложил по другую сторону реки Уя деревню Мурзакай. Жители Саитбабы были скотоводами, пчеловодами и земледельцами. В конце XIX в. по четвергам здесь проводились базары, действовали две мануфактурных, четыре бакалейных лавки. При двух мечетях функционировали школа — мектеб и два медресе. Со временем деревни Саитбаба и Мурзакай слились, образовав село Саитбаба12 .

Большую известность село получило благодаря многим выдающимся деятелям религии, искусства, науки, судьба которых была связана с селом. Здесь жили знаменитые имам Сабир-хазрат и мулла Мухаметша. Поклониться могиле Сабир-хазрата едут мусульмане со всей республики. Серьезный вклад в систему образования местного населения внес Джалиль Киекбаев, башкир­ский ученый и писатель. Он родился в деревне Каран-Елга, недалеко от села Саитбаба. В годы Великой Отечественной войны ученый работал директором Саитбабинской средней школы, которая сегодня носит его имя. В 2005 г. школа отметила своё столетие.

Отдельно следует сказать о национальном составе населения с. Саитбабы — оно моноэтничное. Все жители села — башкиры. Учитывая национальность проживающих и богатое прошлое села, а также его территориальное расположение, организация историко-культурного центра в данной местности логически обоснована. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. представители башкирской национальности составляют от всего населения Гафурийского района 57,32 %13.

Осознавая серьезность своей деятельности, Историко-культурный центр «Саитбаба» ставит перед собой следующие цели и задачи: изучение, сохранение, возрождение материального и духовного наследия башкирского народа; выявление и развитие народных традиций в воспитании подрастающего поколения; возрождение старинных обычаев, обрядов башкир, народных праздников, фольклора, национальных костюмов, традиционных народных промыслов и ремесел. Для реализации намеченных целей и задач историко-культурным центром используется развитая материальная база села, включающая Саитбабинский Дом культуры, сельскую библиотеку, фонд которой более чем на 50 % состоит из книг на башкирском языке, среднюю общеобразовательную школу, Дом-музей Дж. Киекбаева, краеведческий музей. Образовательные, культурные, исторические заведения стали центральными в деле сохранения и преумножения национальных традиций. Так, Саитбабинская средняя школа является основной по углубленному изучению башкирского языка и литературы. Под руководством квалифицированных педагогов учащиеся не только постигают тонкости родного языка, изучают историю наро да и края, но и приобщаются к национальному искусству: сложению кубаиров, игре на курае.

В целом, творчеству в с. Саитбаба отводится большое внимание. В рамках историко-культурного центра функционирует фольклорный ансамбль «Асанай», вокальный мужской ансамбль восьмидесятилетних жителей села, творческая группа «Иман», исполняющая мунажаты, (песенные и стихотворные произведения религиозного содержания)14 и старинные народные песни, ансамбль кураистов и хоровой ансамбль. Отдельное место в жизни сельчан занимают народные промыслы. Жителям села удалось сохранить мастерство резьбы по дереву, плетения из лозы и лыка, приготовления кумыса с соблюдением традиций, ткачества с использованием уникальных башкирских орнаментов.

Создание историко-культурного центра способствовало созданию условий для поддержания духовного наследия народа. В дань уважения к деятельности известного башкирского ученого и писателя Джалиля Киекбаева центром ежегодно проводятся дни памяти выдающегося лингвиста. Джалиль Киекбаев является первым башкирским филологом с мировым именем, в творчестве которого так удачно переплелись науки, символизирующие культуры Европы и Азии — германистика и тюркология15 . Он прекрасно говорил на английском, немецком и русском языках, свободно владел всеми тюркскими языками. Глубокие знания в области тюркологии, алтаистики, германистики позволили ему создать такие фундаментальные работы, как «Введение в урало-алтайское языкознание», «Основы исторической грамматики урало-алтайских языков». Диапазон научных интересов профессора Дж. Киекбаева был необычайно широк. Он был тонким знатоком диалектов родного языка, написал монографии по фонетике, лексике и морфологии башкирского языка16 . Именно в честь восьмидесятилетия ученого в 1991 г. в районе учреждена ежегодная премия имени Дж. Киекбаева, присуждаемая писателям, художникам, журналистам, работникам культуры и образования за значительный вклад в изучение творчества Дж. Киекбаева, за развитие науки, культуры, искусства башкирского народа17 . В деревне Каран-Елга Гафурийского района открыт Дом-музей им. Дж. Киекбаева, где представлены личные вещи ученого, труды и библиотека. Регулярным в деятельности центра стало проведение юбилейных мероприятий знаменитых земляков: народной артистки Республики Башкортостан Лиры Файзуллиной, поэтессы Гульнур Якуповой, поэта Кабира Акбашева, прозаиков Гайфуллы Валеева, Нурислама Шайхуллова, ученых Гинията Кунафина, Анура Вахитова.

При содействии историко-культурного центра происходит организация народных праздников «Ћаумыhыѓыґ, ауылдаштар!», «Шєжєрє байрамы», «Ћабантуй», йыйын «Джяйляу», йыйын рода Кесе-Табын и Табын, «Љаґ µмєhе», «Ћуѓым ашы», «Кєк‰к сєйе», «Љарѓа бутљаhы», «Нардуѓан», соревнования на призы (конные скачки, национальная борьба).

Сегодня центр выходит на новый уровень работы. Создан Совет центра, в который входит общественный актив. Его задача состоит не только в расширении сферы деятельности центра, но и в привлечении новых сил и средств, включая инвестирование конкретных проектов. Например, открытие новых туристических маршрутов в Гафурийском районе, в которых будут активно задействованы краеведческий музей с. Саитбаба и Дом-музей Дж. Киекбаева. В стадии разработки находится маршрут сплава по реке. Планируется строительство в селе водяной мельницы, реконструкция здания старой конторы под туристический комплекс, создание старинной пасеки с утварью и предметами быта прошлых лет.

Помимо перспективных планов по развитию туристической инфраструктуры, историко-культурным центром уже осуществляется ряд экскурсионных программ: посещение Дома-музея Дж. Киекбаева в д. Каран-Елга; экскурсия по географическому центру Республики Башкортостан возле д. Зириково (1,5 км северо-восточнее от деревни); посещение могил Габдельджалиля ишана у с. Саитбаба, Эулии (святого) — кладбище д. Именник, старинных могил с арабскими надписями — кладбище д. Кулканово; посещение зарослей лещины (лещина — лесной орех, который внесен в Красную книгу Башкортостана), расположенных восточнее д. Кулканово; посещение курганов севернее д. Тугаево, относящихся к бронзовой эре (III тысячелетие до н.э.).

В дальнейшем историко-культурный центр предполагает расширить сферу своей деятельности по основным направлениям:

— изучение истории села, рода Табын, района, башкирского народа;

— воспитание подрастающего поколения в духе верности идеалам прошлых поколений на примере славных традиций башкирского народа;

— расширение работ по туризму в составе туристических комплексов, действующих в масштабе района, республики;

— пропаганда бережного отношения к археологическим и природным памятникам;

— возрождение народных обрядов и обычаев, сохранение народного промысла, участие в различных выставках мастеров старинного башкирского ремесла (ткачество, резьба по дереву, бортничество, искусство национальной кухни и т.д.);

— сохранение фольклора; расширение и систематическое обновление репертуара башкирского фольклорного ансамбля «Асанай»;

— социально-культурное развитие села Саитбаба.

За период своей работы филиалу удалось достичь существенных результатов в деле сохранения национальных традиций, культурных достижений. Создание центра в с. Саитбаба стало новым этапом в развитии села и послужило своеобразным стимулом для жителей района в благоустройстве родного края.